Лото Буквы-цифры

Буквенный лабиринт

Игра с кубиками «Учим буквы»

Деревянная игрушка Томик Кубики Алфавит

Кубики с буквами — одно из лучших пособий для изучения букв и получения первого опыта чтения коротких слов.

Деревянная игрушка Lucy & Leo Кубики Русский алфавит с тиснением

Методики обучения дошкольника чтению в домашних условиях

Для обучения детей при подготовке к школе существуют эффективные методики. О наиболее популярных из них рассказано далее.

Традиционная методика

Для обучения дошкольников может быть применена классическая методика. Она основана на следующем:

  • В процедуре обучения применяются карточки, на которых изображены буквы. Важно, чтобы изображение было красочным и ярким. Для букв фон должен быть невзрачным и не привлекать к себе внимания. По мере изучения такие карточки прикрепляют к стене в игровой комнате ребёнка или на других видных местах. Это необходимо для того, чтобы малыш привыкал к ним и развивал зрительную память.
  • Рекомендуется самыми первыми буквами для изучения выбирать 10 гласных букв. Считается, что на первых порах их легче освоить, чем согласные. Когда проводится обучение, их не только нужно называть, но и петь для того, чтобы дитя лучше его освоило.
  • При заучивании буквы нужно использовать не название, а то, какому звуку они соответствуют. Для демонстрации можно продлевать звучание звука, если это возможно.
  • При изучении согласных надо учитывать, что некоторые из них более трудны для восприятия и повторения, чем другие. Рекомендуется начинать с освоения Т, Г, Н, М, Б, П, К. Эти буквы ребенку проще освоить. Ш, Щ, Ч или Р в большинстве случаев вызывают больше сложностей.
  • При интенсивном обучении в классе могут возникнуть ситуации, когда малыш будет утомлен и будет испытывать трудности при усвоении материала. В этом случае нет необходимости оказывать на него давление. Нужно дать ему отдохнуть, а потом продолжить обучение с новыми силами.
  • Важно не ограничивать занятия домашней обстановкой. Нужно поощрять ребенка отыскивать знакомые ему буквы при прогулках на улице в названиях магазинов или на рекламных объявлениях.

Обратите внимание! Важно, чтобы обучение происходило в спокойной и доброжелательной обстановке. Малыша необходимо поощрять и хвалить, отмечая его успехи, помогая развивать навыки.

Кубики Зайцева

При изучении отдельных букв иногда возникает ситуация, когда буквы уже известны, но слова из них составлять пока не получается. Автор, создавший эту методику, считает, что изучение букв по карточкам с картинками вредно для развития ребенка.

Иллюстрирует Зайцев это следующим примером. Для буквы З на карточке изображают зебру. Аналогичные картинки сопровождают другие буквы. При этом возникает проблема, как ребенку объяснить, что четыре карточки (зебра, орёл, носорог и тигр) вместе означают «зонт».

Согласно методике Зайцева для обучения малышей используется несколько каналов поступления информации:

  • Кубики различаются по размеру.
  • Изображения букв нанесены с использованием пяти различных цветов, что не даёт возможности их перепутать.
  • Использование различных материалов для изготовления кубиков приводит к их различному звучанию при работе с ними. Некоторые из них металлические, а другие — деревянные.

Обратите внимание! Зайцев делит слова не на буквы, а на склады. В зависимости от ситуации они могут состоять из сочетания согласной и гласной; согласной с мягким знаком; иногда в его состав входит только одна буква.

  Занятие по ИЗО на тему «Солдат на посту» в старших группах ДОУ

С использованием этих кубиков начинать изучение алфавита можно даже с годовалым малышом. Перед началом занятия надо объяснить, что эти кубики не простые — они помогут со временем научить чтению.

При продаже в комплектации кроме кубиков имеются полочки, таблицы и диски с учебными песенками. Они предназначены для помощи при обучении. На полочках можно выставлять кубики таким образом, чтобы они могли создавать нужные сочетания из складов (они указаны в прилагаемых таблицах). Полученные слова можно пропевать для улучшения усвоения.

Обратите внимание! С помощью кубиков выкладывают знакомые слова и поют их сами, затем вместе с ребёнком. В комплект входит 246 складов.

Методика Глена Домана

Этот человек разработал методику интенсивного развития детей. Те, кто занимались таким образом, уже в 2, 3 или 4 года в результате обучения могли читать и считать. В созданной им системе предусматривается не только психологическое и интеллектуальное развитие, но и физическое.

4-Loto-dlya-izucheni-bukv.jpg

Лото для изучения букв

Система обучения построена на следующих принципах:

  1. Начинать занятия для развития ребенка рекомендуется как можно раньше.
  2. Важно, чтобы малыш видел, что родители рады его успехам и всячески поддерживают его на этом пути.
  3. В процессе обучения важно проявлять уважение к ребёнку и демонстрировать доверие к нему.
  4. Важно организовать обучение таким образом, чтобы оно вызывало положительные эмоции и у ребенка и у его родителей.
  5. Нужно останавливать обучение, если ребёнок начинает тереть глаза или смотреть в окно. Лучше объявлять перерыв до того, как у малыша возникнет эта потребность.
  6. Для обучения нужно создавать специальную поддерживающую обстановку.
  7. При занятиях важно как можно чаще предлагать новый материал для усвоения.
  8. Занятия должны быть последовательными и происходить на регулярной основе.
  9. Важно обучать, но не проверять знания ребёнка.
  10. Родители должны готовиться к занятиям заранее и делать это продуманно и тщательно.
  11. Если малышу стало скучно, нужно перейти к отдыху.

Обратите внимание! Таким образом можно изучать не только буквы или цифры, но и другие необходимые для развития малыша предметы.

5-Eshhe-odin-sposob-obucheniya-bukvam.jpg

Еще один способ обучения буквам

Пример занятия по обучению чтению выглядит следующим образом:

  1. В первый день показывают шестимесячному ребенку пять карточек со словами «папа», «мама», «бабушка» и подобными в течение 10 секунд и громко, отчётливо произносят их. На протяжении суток это можно повторить ещё дважды.
  2. На второй день добавляют ещё 5 штук. Делают три аналогичных занятия по старым и три по новым.
  3. Добавляют ещё 5 штук. По каждому из трёх комплектов проводится по три занятия.
  4. За четвёртый день прибавляют ещё по 5 карточек, соответственно увеличивая количество занятий.
  5. Добавляют ещё 5 карточек в существующие наборы, убрав из каждого предыдущего комплекта по одной.

Обратите внимание! Постепенно от изучения слов переходят к словосочетаниям, затем к простым и сложным предложениям. Время каждого занятия с одним комплектом не превышает 10 секунд.

Азбука для малышей

Существует несколько вариантов такой азбуки:

  • Сделанная на отдельных карточках.
  • Звуковая — представляет собой электронное устройство, которое при нажатии на определённые клавиши малыш слышит, как звучит выбранная буква.
  • Магнитная состоит из металлической доски и магнитных букв, которыми можно выкладывать на доске нужные слова и предложения.
  • Азбука может быть на кубиках в этом случае имеется возможность выкладывать слова, располагая их в ряд.

Обратите внимание! Необходимо под руководством родителя, проводящего занятие, произносить слова, которые получаются из букв.

Лепка алфавита

Очень полезное занятие — лепить буквы из цветного теста или пластилина.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий